Функциональная стратегия управления рисками в ОАО «РЖД»

Функциональная стратегия управления рисками в ОАО «РЖД»

I.      Роль и место функциональной стратегии управления рисками в системе стратегического управления ОАО «РЖД»

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») является одним из крупнейших субъектов отечественного и мирового транспортного рынка. Рост масштабов и степени взаимодействия ОАО «РЖД» с участниками транспортного и многих других сегментов рынка неизбежно повышают уровень рисков, которые могут создавать угрозу эффективному развитию ОАО «РЖД». Реформирование железнодорожного транспорта, усиление межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, рост спроса на услуги транспорта, ускорение научно-технического прогресса – эти и многие другие факторы создают значительную неопределенность в вопросах долгосрочного развития ОАО «РЖД», что предопределяет необходимость разработки соответствующего комплекса стабилизационных мер для своевременного, адекватного и гибкого реагирования на потенциальные угрозы.

Масштабы и структура деятельности ОАО «РЖД», а также его организационно-правовая форма обусловливают высокую актуальность разработки системы управления рисками ОАО «РЖД». Это связано с тем, что на ОАО «РЖД» акционером-государством возложена ответственность не только за достижение высоких финансовых результатов, но и за обеспечение безопасности перевозок, бесперебойное предоставление качественных транспортных услуг.

С учетом основных положений Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте разработана Стратегическая программа до     2010 года и основные направления развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период до 2015 года (далее − стратегическая программа развития ОАО «РЖД»), определяющая долгосрочные стратегические цели и приоритеты развития. Достижение поставленных целей возможно лишь при условии создания эффективных инструментов управления. Одним из таких инструментов должна стать корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД», создаваемая в рамках реализации настоящей функциональной стратегии.

Создание корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД» продиктовано практическими целями получения финансово-экономической выгоды, а также объективной потребностью ОАО «РЖД» в использовании проактивных управленческих инструментов. При этом осознание потребности в оценке и управлении рисками уже само по себе свидетельствует о высоком уровне зрелости процессов принятия текущих и стратегически ориентированных решений.

В масштабах деятельности, сопоставимых с деятельностью ОАО «РЖД», применение широко распространенных в практике компаний среднего и малого бизнеса инструментов и способов снижения неопределенности, а также мер реагирования и предупреждения рисков может иметь гораздо меньший эффект и не соответствовать требованиям поддержки принятия решений, устраняющих комплексные проблемы, характерные для работы железнодорожного транспорта. Однако примеров полнофункциональной системы управления рисками сопоставимого уровня сложности, интегрированной в систему принятия решений, нет. Поэтому создание системы управления рисками ОАО «РЖД» будет базироваться на формировании собственной корпоративной системы, которая должна быть открытой и давать ответ на главный вопрос – каковы допущения и вероятность отклонений от стратегического курса развития ОАО «РЖД» при влиянии ряда факторов, часто взаимодополняющих и усиливающих друг друга.

Несмотря на отсутствие в настоящее время единой корпоративной системы управления рисками, говорить о полном отсутствии ее элементов в ОАО «РЖД»  нельзя. Более того, обширный массив событийных данных, нормативная база (регламенты проведения плановых ремонтов и различных технических мероприятий, нормативы и инструкции) и, главное, – накопленный опыт традиционно обеспечивают выявление и предупреждение критических ситуаций, в первую очередь в области безопасности перевозок. На базе этого сформирована обширная статистика, которая будет использована для обеспечения аналитической поддержки корпоративной системы управления рисками.

Система управления рисками и сформированная в рамках данной системы аналитическая база позволят обеспечить подготовку обоснованных управленческих решений и возможность более гибкой адаптации             ОАО «РЖД» в условиях быстро меняющейся конъюнктуры транспортного и товарного рынков, с одной стороны, и внутренних структурных преобразований в ОАО «РЖД» – с другой. Кроме того, управление рисками обеспечит сохранение доверия со стороны частного капитала и крупнейших международных инвесторов по совместным проектам, а также позволит в долгосрочной перспективе сохранить достигнутый высокий кредитный рейтинг ОАО «РЖД».

Роль и место функциональной стратегии управления рисками в системе стратегического управления ОАО «РЖД» определяются ее взаимосвязью с другими функциональными стратегиями.

Таблица 1

Взаимосвязь функциональной стратегии управления рисками в ОАО «РЖД» с другими функциональными стратегиями ОАО «РЖД»

Функциональные стратегии

ОАО «РЖД»

Роль и место функциональной стратегии управления рисками в ОАО «РЖД» (РИСКИ)  в системе стратегического управления ОАО «РЖД»

1. Стратегия повышения эффективности услуг на рынке грузовых перевозок, в том числе, нефти и нефтепродуктов, угля, готовой продукции и транзитных перевозок через территорию России

(ГРУЗЫ)

обеспечивает выявление и управление рисками, формирующимися на рынке грузовых перевозок

определяет состав, структуру и период воздействия рисков на рынке грузовых перевозок

2. Стратегия повышения эффективности пассажирского комплекса на основе предложения нового качества услуг на рынке пассажирских перевозок

(ПАССАЖИРЫ)

обеспечивает выявление и управление рисками, формирующимися на рынке пассажирских перевозок

определяет состав, структуру и период воздействия рисков на рынке пассажирских перевозок

3. Стратегия развития рынка ремонта подвижного состава и повышения эффективности ремонтной деятельности Компании

(РЕМОНТ)

обеспечивает выявление и управление рисками в области ремонта подвижного состава

определяет состав, структуру и период воздействия совокупности рисков на рынке ремонта подвижного состава

4. Стратегия развития пропускных способностей на направлениях, обеспечивающих растущий спрос на грузовые перевозки и увеличение доходов ОАО «РЖД»

(ИНФРАСТРУКТУРА)

обеспечивает выявление, анализ и управление производственно-технологическими и техническими рисками

определяет состав, структуру и период воздействия производственно-технологических и технических рисков

5. Стратегия управления перевозочным процессом на основе оптимизации издержек и рыночных требований к качеству перевозок

(ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС)

обеспечивает выявление, анализ и управление производственно-технологическими, техническими и ресурсными рисками

определяет состав, структуру и период воздействия совокупности производственно-технологических, технических и ресурсных рисков

6. Стратегия создания и внедрения в эксплуатацию нового подвижного состава, обеспечивающего долгосрочный рост эффективности эксплуатационной деятельности

(ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ)

обеспечивает выявление и управление  техническими и ресурсными рисками

определяет состав, структуру и период воздействия совокупности  рисков при создании и внедрении в эксплуатацию нового подвижного состава

7. Стратегия эффективного обеспечения потребностей ОАО «РЖД» в материальных ресурсах и технических средствах

(СНАБЖЕНИЕ)

обеспечивает выявление и управление рисков в области материального и ресурсного обеспечения

определяет риски в области снабжения, взаимодействия с поставщиками и контрагентами ОАО «РЖД»

8. Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД»

(КАДРЫ)

обеспечивает выявление, анализ и управление внешними и внутренними кадровыми рисками

определяет состояние рынка трудовых ресурсов и перечень потенциальных рисков

 

9. Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса

(БЕЗОПАСНОСТЬ)

обеспечивает заблаговременное выявление и нейтрализацию угроз в области безопасности перевозочного процесса

определяет требования безопасности по безопасности, обязательные при учете формировании системы управления рисками

10. Стратегия оптимизации структуры активов и повышения эффективности их использования

(АКТИВЫ)

обеспечивает выявление и управление рисками, связанными со структурой и использованием активов

определяет  перспективную структуру активов

11. Стратегия ресурсосбережения и оптимизации производственных издержек ОАО «РЖД»

(ИЗДЕРЖКИ)

обеспечивает выявление и управление техническими и ресурсными рисками

определяет  основные направления оптимизации производственных издержек

12. Стратегия управления качеством

(КАЧЕСТВО)

обеспечивает выявление и управление рисками с целью повышения качества предоставляемых услуг

определяет  перспективные направления совершенствования качества перевозок и предоставления услуг

13. Инвестиционная стратегия

ОАО «РЖД»

(ИНВЕСТИЦИИ)

обеспечивает выявление и управление рисками при реализации инвестиционных проектов

определяет перечень и состав объектов инвестирования

14. Стратегия корпоративного строительства и совершенствования корпоративного управления

(КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ)

обеспечивает выявление и управление рисками структурных преобразований и качество корпоративного управления

определяет перспективные направления корпоративного  строительства

 

15. Стратегия управления финансами

(ФИНАНСЫ)

обеспечивает выявление и управление финансовыми рисками

определяет направления финансовой политики компании

II.      Основные термины и понятия функциональной стратегии управления рисками в ОАО «РЖД»

В настоящей функциональной стратегии используются следующие термины и понятия:

корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД» – комплекс взаимосвязанных утвержденных процедур, методов и соответствующих инструментов управления рисками ОАО «РЖД», реализуемых на основе регламентированного взаимодействия структурных подразделений и подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

риск – потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов;

выявленный риск – известный    риск,    когда    событие  уже  произошло  и  имеется информация о данном факте;

чистый риск – вероятность получения отрицательного и нулевого результата;

спекулятивный риск – вероятность получения как положительного, так и отрицательного эффекта;

волатильность − непостоянство, изменчивость финансовых показателей в краткосрочном периоде;

ситуация риска (рисковая ситуация) – совокупность различных обстоятельств и условий, создающих угрозу стабильному функционированию;

внешний риск – риск, возникающий во внешней по отношению к    ОАО «РЖД» среде;

внутренний риск – риск, возникающий в рамках ОАО «РЖД» и непосредственно связанный с деятельностью ее сотрудников;

анализ риска – систематическое   использование имеющейся в ОАО «РЖД» информации (данных) для определения причин возникновения риска,  его идентификации и оценки;

область риска – определенная зона общих потерь, в границах которой потери не превышают предельного значения установленного уровня риска;

склонность к риску – уровень риска, приемлемый для ОАО «РЖД», в материальном выражении представляющий собой сумму, которую ОАО «РЖД» может себе позволить потерять без угрозы нарушения стабильности функционирования;

факторы риска – условия, которые сами по себе не являются непосредственными источниками появления нежелательных результатов, но увеличивают вероятность их возникновения;

индикаторы риска – определенные   критерии  с  заранее заданными параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

оценка риска – выявление и определение количественных и временных параметров риска;

риск-менеджмент – процесс выявления и оценки риска, а также выбор методов и инструментов для минимизации риска;

управление риском – элемент риск-менеджмента, представляющий собой процесс принятия решений по управлению выявленным риском и выбор конкретных действий из ряда потенциально возможных;

профилактика риска – превентивное устранение источника возникновения риска;

снижение риска – уменьшение вероятности реализации риска и (или) возможного ущерба;

сохранение риска – сознательное не использование противодействующих управленческих решений в случае, когда затраты на профилактику или снижение риска значительно превосходят ущерб при допущении риска;

антирисковые мероприятия – система мер, направленных на предотвращение возникновения риска или на снижение ущерба от воздействия риска;

ранжирование рисков – упорядочивание рисков в соответствии с возможной величиной ущерба, зависящей от вероятности возникновения рисковых событий и их последствий;

шкала рисков – инструмент отображения влияния различных рисков на ключевые показатели, мероприятия и стратегические цели ОАО «РЖД»;

паспорт риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска;

карта рисков – инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД»;

матрица рисков – производный от карты рисков инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД» с использованием более укрупненных по сравнению с картой рисков характеристик величины ущерба и вероятности возникновения рисков;

уровень зрелости – этап развития системы управления рисками, характеризующийся качественными различиями в обосновании  управленческих решений;

хеджирование рисков – формирование проектов управленческих решений и процедур по минимизации убытков от действия рисков.

III.      Анализ и оценка действующих в ОАО «РЖД» подходов к выявлению и устранению рисков

Осуществляемая в настоящее время в ОАО «РЖД» работа по выявлению и предупреждению рисковых ситуаций характеризуется недостаточной скоординированностью, а также обособленностью управления отдельными видами рисков в различных структурных подразделениях      ОАО «РЖД». Максимально системно и регулярно работа по выявлению и предотвращению рисков осуществляется в области управления безопасностью движения, что обусловлено спецификой деятельности      ОАО «РЖД». В ОАО «РЖД» подробно проработана методическая и регламентная база в области обеспечения безопасности движения, рисков технического характера. Вместе с тем работа по управлению рисками в области обеспечения безопасности движения основана преимущественно на обеспечении безопасности как таковой и зачастую не базируется на экономических принципах.

Работа по выявлению и устранению потенциальных угроз в области управления финансами и инвестициями направлена на достижение финансово-экономической выгоды, однако не всегда проводится комплексно и характеризуется недостатком системной взаимосвязи с управленческими решениями, реализуемыми на других направлениях деятельности             ОАО «РЖД».

В целом в сложившейся в ОАО «РЖД» системе выявления и реагирования на рисковые ситуации отмечаются следующие негативные характеристики:

обособленность – структурные подразделения управляют рисками исключительно в рамках своих функциональных обязанностей, отсутствует системный подход при принятии управленческих решений в области управления рисками;

ограниченность – работа по выявлению и управлению рисками проводится лишь отдельными подразделениями аппарата управления       ОАО «РЖД», например: Департаментом корпоративных финансов, Департаментом инвестиционной деятельности, Департаментом безопасности движения. В то же время ввиду активизации рыночных процессов ведется работа в тех структурных подразделениях и подразделениях аппарата управления ОАО «РЖД», функциональные области ответственности которых напрямую связаны с изменением глобального окружения ОАО «РЖД», конъюнктуры товарных и транспортных рынков, влияющих на основные направления и структуру грузопотоков, с ростом конкуренции на рынке транспортных услуг, с изменениями в системе корпоративного управления ОАО «РЖД»;

эпизодичность – воздействие на риск осуществляется время от времени, без четко установленного регламента, и преимущественно направлено на ликвидацию последствий рисковых ситуаций;

фрагментарность – управление распространяется на отдельные виды рисков, отсутствует система прогнозирования возможных рисков на долгосрочный период.

Вместе с тем анализ проводимых в ОАО «РЖД» работ по выявлению и предупреждению рисков показал, что существует проблема единообразного понимания риск-менеджмента. Многие его элементы уже применяются в ОАО «РЖД», однако не рассматриваются как составляющие сферы управления рисками. Например, страхование в рамках корпоративной системы управления рисками может рассматриваться как один из методов передачи риска в управление специализирующимся в конкретной области агентам (страховым компаниям), выполнение планового ремонта активной части производственных фондов  как предупредительные мероприятия для снижения вероятности реализации технических рисков.

Таким образом, необходимость создания и внедрения корпоративной системы управления рисками определяется требованием консолидации процесса управления рисками ОАО «РЖД», потребностью разработки стандартизированных подходов к выявлению и ликвидации рисков в масштабах ОАО «РЖД» в целом.

IV.      Концептуальные основы корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД»

1.     Цели и задачи корпоративной системы управления рисками       ОАО «РЖД»

Целью создания в ОАО «РЖД» корпоративной системы управления рисками является оптимизация результатов стратегического управления ОАО «РЖД» в условиях действия внешних и внутренних рисков, достижение целевых ориентиров, предусмотренных стратегической программой развития ОАО «РЖД», и обеспечение системного подхода при принятии долгосрочных стратегических решений.

Основными задачами, решаемыми в рамках корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД», являются:

1)     выявление потенциальных областей риска и оценка возможности предотвращения или минимизации возникновения рисков;

2)     предупреждение возникновения рисков на основе их систематического прогнозирования и оценки;

3)     создание управленческих инструментов и механизмов, обеспечивающих эффективное управление рисками;

4)     разработка и оценка комплекса мероприятий по предотвращению рисковых для ОАО «РЖД» ситуаций и минимизации ущерба в случае их наступления;

5)     определение  ресурсов, необходимых для проведения работы по устранению или минимизации выявленных рисков, и их оптимальное распределение в соответствии с установленными регламентами;

6)     максимизация дополнительной прибыли, получаемой в результате управления рисками, на основе рационального использования рисковых ситуаций.

2.     Требования к корпоративной системе  управления рисками

Внедрение и функционирование корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД» будет осуществляться в рамках действующей структуры управления на основе перераспределения должностных обязанностей и в соответствии с регламентами в области управления рисками. С созданием и развитием холдинга российские железные дороги принципы и механизмы корпоративной системы управления рисками будут распространяться на формируемые дочерние и зависимые общества         ОАО «РЖД».

Корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД» должна формироваться с учетом следующих основных требований:

наличие соответствующей многоуровневой иерархической структуры управления рисками, обеспечивающей адекватное распределение полномочий и ответственности;

единство терминологии, используемой в рамках корпоративной системы управления рисками;

наличие единого информационного пространства и обеспечение взаимосвязи  информации  как по вертикали,  так и по горизонтали,  на всех уровнях управления ОАО «РЖД»;

унификация подходов к процедурам обработки и анализа информации;

наличие в системе возможности использования различных сочетаний процедур управления риском, позволяющих учитывать специфику конкретной ситуации;

наличие в системе механизмов обратной связи и возможности гибкого и оперативного реагирования на появление новых рисков;

обеспечение согласованности и регламентированности процедур по оценке и управлению рисками;

интеграция риск-менеджмента и информационной системы управления и наличие системы информационной поддержки процесса управления рисками.

3.      Содержание корпоративной системы управления рисками          ОАО «РЖД»

Корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД» включает три взаимосвязанных этапа, реализация которых основана на принципе обратной связи (рис. 1):

1)    идентификация внешних и внутренних рисков, оказывающих влияние на функционирование ОАО «РЖД» и результаты его деятельности;

2)    оценка вероятности и масштаба влияния рисков на основные показатели деятельности ОАО «РЖД» и на стратегические целевые ориентиры, определенные стратегической программой развития               ОАО «РЖД»;

3)    управление рисками и снижение их негативного влияния на достижение стратегических целей ОАО «РЖД» и в целом на эффективность деятельности ОАО «РЖД».

Рис. 1. Корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД»

Совокупность потенциальных рисков ОАО «РЖД» выявляется и оценивается в рамках аналитического блока корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД». Оценка и учет масштабов влияния выявленных на данном этапе рисков на деятельность ОАО «РЖД» будут являться базой для выработки и реализации стратегических направлений совершенствования работы ОАО «РЖД».

Идентификация рисков предполагает качественный анализ рисков для ОАО «РЖД» и производится преимущественно экспертными методами.

Оценка влияния выявленных рисков на целевые параметры развития, определенные стратегической программой развития ОАО «РЖД», производится в ходе количественного анализа (см. рис.1). Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и степени их возможного воздействия на производственные и финансовые результаты деятельности ОАО «РЖД» позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и значительные по величине потерь риски, которые будут являться объектом дальнейшего анализа для принятия управленческих решений. Степень влияния характеризуется как относительной величиной – вероятностью наступления, так и абсолютными показателями – отклонениями реальных результатов деятельности ОАО «РЖД» от запланированных.

Возможность адекватной оценки конкретного вида риска будет зависеть от того, насколько типичным является анализируемое событие. Такие события, как колебания уровня спроса на услуги железнодорожного транспорта, динамика доли ОАО «РЖД» в высокорентабельных сегментах транспортного рынка, изменения уровня доходов и транспортной подвижности населения, интенсивность развития альтернативных транспортных маршрутов в обход России, уровень производственных мощностей поставщиков продукции для ОАО «РЖД» и т.п., могут прогнозироваться с использованием методов статистического анализа. Наступление нетипичных событий прогнозировать традиционными способами невозможно. Такие риски требуют индивидуального рассмотрения и детального анализа больших объемов информации, поэтому они будут оцениваться прежде всего экспертным методом.

В рамках блока управленческих решений основной задачей является выработка мероприятий по снижению влияния рисков на эффективность деятельности ОАО «РЖД» и достижение стратегических целей ОАО «РЖД». Решение данной задачи будет осуществляться в одном из следующих  направлений (см. рис.1):

1)    реализация управленческих решений для предотвращения возникновения  риска (активное управление рисками);

2)    осуществление мероприятий по снижению ущерба от наступления риска без воздействия на саму вероятность его возникновения (активное управление рисками);

3)    принятие решения о сохранении риска и не использование  противодействующих управленческих решений (пассивное управление рисками).

Использование первого направления −  предотвращение возникновения риска путем нейтрализации его источников − эффективно преимущественно в отношении внутренних рисков ОАО «РЖД».

Второе направление − группа мероприятий по снижению ущерба в случае наступления неблагоприятных событий  − предназначено в первую очередь для управления внешними рисками ОАО «РЖД».

Сохранение риска, представляющее собой пассивное управление, целесообразно при условии, что затраты на нейтрализацию риска составляют гораздо большую сумму по сравнению с ущербом при его допущении.

В целом задачей активного управления рисками является минимизация возможного ущерба и вероятности возникновения рисков за счет планомерных воздействий на причины и последствия возникновения рисков, тогда как пассивное управление рисками предполагает, как правило, либо отказ от рискованных проектов, либо сознательное сохранение риска при его низкой вероятности или слабой степени влияния на деятельность              ОАО «РЖД».

Выбор оптимального направления воздействия на риск (предотвращение, снижение воздействия или сохранение) осуществляется на основании сравнительной оценки эффективности каждого варианта. С этой целью проводится сопоставление дополнительных затрат на реализацию предложенных мероприятий по каждому направлению с возможным отклонением вследствие наступления риска. На основании этого сопоставления принимается решение об осуществлении антирисковых мероприятий или отказе от них с учетом того, что начиная с определенного уровня затраты на прямое снижение риска растут более быстрыми темпами по сравнению с уровнем снижения риска. В связи с этим дальнейшее снижение уровня риска может быть достигнуто либо путем значительного увеличения затрат на антирисковые мероприятия, либо путем совершенствования методов управления рисками.

4.     Система классификации рисков по различным критериям

Для выработки систематизированного подхода и формализации потенциальных угроз осуществляется классификация рисков в соответствии с источниками их  возникновения. С целью максимально полного выявления рисков целесообразно классифицировать их по различным критериям:

1) классификация по области возникновения рисков

В соответствии с выбранным критерием риски ОАО «РЖД» подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним рискам, которые могут оказывать влияние на деятельность ОАО «РЖД», относятся:

макроэкономические риски – риски, связанные с деятельностью      ОАО «РЖД» как субъекта глобального рынка, испытывающего влияние со стороны всех отраслей экономики и подверженного воздействию изменения рыночной конъюнктуры;

рыночные риски – риски, обусловленные деятельностью ОАО «РЖД» как субъекта отечественного и мирового транспортных рынков и зависящие от структурных, экономических, тарифных, технико-технологических, экологических и прочих изменений в области железнодорожного транспорта и в транспортной сфере в целом;

финансовые риски – напрямую зависящие от внешних финансово-экономических факторов и включающие в себя риски изменения значений параметров финансового рынка, таких как процентные ставки, курсы валют, стоимость ценных бумаг или товаров, корреляция и изменчивость этих и других параметров финансовых инструментов, являющихся объектами сделок, заключаемых ОАО «РЖД»; риски того, что контрагент ОАО «РЖД» не исполнит свои обязательства в полной мере или в соответствии с законодательством он не обязан выполнять свои обязательства;

риски трудовых ресурсов – риски, обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией в стране, дефицитом качественных трудовых ресурсов и усилением диспропорций в структуре трудоспособного населения;

репутационные риски − риски потери деловой репутации ОАО «РЖД» и формирования негативного отношения к взаимодействию с ОАО «РЖД» со стороны потенциальных партнеров и клиентов;

политические риски – риски, связанные с изменением политической обстановки в России и в мире, с изменением режима государственного регулирования отношений собственности, изменением российского и международного законодательства;

риски реформирования − риски, связанные с внешними угрозами функционированию ОАО «РЖД», обусловленными проведением структурной реформы на железнодорожном транспорте;

техногенные и природно-климатические риски – риски, обусловленные возможностью возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф, препятствующих нормальному функционированию ОАО «РЖД»;

научно-технические и технологические риски – риски, обусловленные развитием научно-технического прогресса, разработками новых технологий, материалов и внедрением их в производство и управление.

Внутренние риски ОАО «РЖД» подразделяются на следующие основные категории:

производственно-технологические риски – риски, связанные с организацией перевозочного процесса, обеспечением безопасности перевозок и оказанием транспортных услуг необходимого качества;

технические и ресурсные риски  – риски, связанные с техническим, ресурсным и информационным обеспечением ОАО «РЖД»;

инвестиционные риски – риски, связанные с выбором и обоснованием выбора объектов инвестирования и обеспечением плановой доходности инвестированных средств;

риски структурных преобразований – риски, связанные с проводимой на железнодорожном транспорте структурной реформой, выделением конкурентных сегментов рынка железнодорожных услуг, созданием и взаимодействием с создаваемыми дочерними и зависимыми обществами;

финансовые риски – риски, связанные с эффективностью использования финансовых ресурсов, обеспечением финансовой устойчивости и независимости ОАО «РЖД»;

кадровые риски – риски, связанные с управлением персоналом, построением качественной и эффективной системы мотивации работников, обеспечением ОАО «РЖД» необходимым количеством трудовых ресурсов высокого качества;

управленческие риски − риски, обусловленные деятельностью по управлению ОАО «РЖД», обоснованием, принятием и реализацией управленческих решений.

Перечень основных рисков, актуальных в настоящее время для       ОАО «РЖД», представлен на рис.2 и 3. По мере создания в ОАО «РЖД» системы управления рисками этот перечень будет обновляться и корректироваться.

2) классификация по  уровням управления ОАО «РЖД»

Многоуровневая система управления ОАО «РЖД» и различия в масштабах и сложности задач, реализуемых на каждом из уровней управления, определяют необходимость проведения классификации рисков по уровням управления ОАО «РЖД».

3) классификация по временному периоду воздействия рисков

Влияние рисков на деятельность ОАО «РЖД» может быть различным в различные временные периоды. В связи с этим целесообразна классификация по временному критерию проявления рисков, в соответствии с которым выделяются:

риски текущей деятельности – риски, период воздействия которых находится в пределах 1 года;

среднесрочные риски – риски, период воздействия которых составляет 1–3 года;

долгосрочные (стратегические) риски – риски с периодом воздействия от 3 до 10 лет.

Классификация рисков по данному критерию предполагает соответствующую регулярность пересмотра и обновления выявленных рисков. Пересмотр и оценка каждой из выделенных групп рисков должна производиться с различной периодичностью в соответствии с утвержденными в ОАО «РЖД» методиками и регламентами.[1]

При проведении работы по управлению рисками указанные классификационные группы могут быть расширены в соответствии с конкретными задачами и актуальными критериями классификации.

Рис. 2. Структура внешних рисков Компании

Рис. 3. Структура внутренних рисков Компании

5.     Принципы функционирования корпоративной системы управления рисками в ОАО «РЖД»

Реализация в ОАО «РЖД» корпоративной системы управления рисками будет осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

комплексность (системный подход) при осуществлении процедур управления рисками на основе учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий их совокупного проявления;

стратегическая направленность деятельности по управлению рисками на основе непосредственной взаимосвязи со стратегическими целями и направлениями развития ОАО «РЖД», предусмотренными стратегической программой развития ОАО «РЖД», и интеграции процессов контроля над рисками с системой стратегического планирования;

непрерывность процесса управления рисками на основе мониторинга и регулярного обновления информации, используемой в системе корпоративного риск-менеджмента;

единство управления рисками на основе выработки согласованных и взаимоувязанных подходов к принятию управленческих решений по предотвращению или минимизации рисков на всех уровнях управления    ОАО «РЖД»;

внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности ОАО «РЖД»;

обеспечение соответствующего распределения полномочий и ответственности при принятии управленческих решений с выделением в системе управления ОАО «РЖД» управляющего органа, осуществляющего регулярный контроль за соответствием процедур управления рисками утвержденным методикам и регламентам и отвечающего за эффективность действующей системы риск-менеджмента.

V.      Основные этапы построения корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД»

1.     Формирование реестра типовых рисков ОАО «РЖД», карт рисков (матриц рисков), паспортов рисков и документов, регламентирующих порядок и регулярность их обновления

В целях формализации процесса управления рисками в ОАО «РЖД» необходимо создание нормативной базы и построение организационной инфраструктуры риск-менеджмента. Прежде всего для обеспечения единого методологического подхода к выявлению, оценке и управлению рисками будет сформирован реестр типовых рисков ОАО «РЖД». С этой целью составляются полные перечни рисков, факторов их возникновения, степени влияния на деятельность ОАО «РЖД» и основных направлений их предотвращения и минимизации.

На основе полученной информации формируется реестр типовых рисков ОАО «РЖД», который в дальнейшем может дополняться и изменяться (в соответствии с утвержденным регламентом) и использоваться при принятии управленческих решений. Структура реестра типовых рисков ОАО «РЖД» приведена в таблице 2.

Таблица 2

Структура реестра типовых рисков ОАО «РЖД»

Код риска

Наименование риска

Причина возникновения

Категория (в соответствии с разработанной классификацией)

Описание риска

 

 

 

 

 

Продолжение табл.2

Критерии возникновения

Влияние на ОАО «РЖД» (цели, ущерб)

Возможность (вероятность)

Ожидаемое время возникновения

 

 

 

 

Продолжение табл.2

Период воздействия риска

Взаимосвязь с другими типовыми рисками

План мониторинга

ответственный

возможные мероприятия

бюджет мониторинга

 

 

 

 

 

Продолжение табл.2

План предотвращения

План реагирования

ответственный

возможные мероприятия

бюджет предотвращения

ответственный

возможные мероприятия

бюджет реагирования

 

 

 

 

 

 

На основе проведенной идентификации рисков осуществляется их ранжирование по вероятности наступления и степени влияния возможных последствий на ключевые показатели деятельности ОАО «РЖД». С этой целью формируются карты рисков (матрицы рисков), являющиеся инструментом отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД». Построение карты рисков может производиться как в рамках внедрения корпоративной системы управления рисками, так и в конкретных функциональных областях деятельности.

Процесс составления карт рисков должен являться систематической работой, охватывающей все стороны деятельности ОАО «РЖД», позволяющей выделить, расположить по приоритетам, количественно оценить и сгруппировать риски. Карта рисков обеспечивает лучшее понимание профиля рисков ОАО «РЖД», позволяет выделить наиболее значимые риски, требующие первоочередных мер по снижению и контролю, и является основой для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.

На сформированной карте рисков отмечаются центры ответственности (подразделения аппарата управления), в чьи задачи входит анализ рисков, разработка соответствующих методологических материалов, нормативных документов, контроль. Центры ответственности назначаются исходя из функций подразделений аппарата управления и практической направленности работы.

С целью максимальной детализации и учета случаев и масштабов проявления рисков будут сформированы паспорта рисков, содержащие полную информацию о соответствующем риске. Информационной основой паспорта риска являются сведения о данном риске, содержащиеся в реестре типовых рисков ОАО «РЖД». Помимо этого, паспорт риска должен содержать в хронологическом порядке информацию обо всех случаях его проявления: причинах возникновения, нанесенном ущербе, предпринятых действиях по нейтрализации риска или минимизации последствий его воздействия, а также о произведенных стратегических и управленческих изменениях в ОАО «РЖД».

Таким образом, совокупность паспортов рисков будет представлять собой структурированную информационную базу, обобщающую всю информацию о случаях возникновения рисков и содержащую основные направления реагирования на текущие, среднесрочные и долгосрочные риски.

2.     Разработка методических документов по управлению рисками для структурных подразделений ОАО «РЖД»

Процесс управления рисками включает в себя систему методов и технологий, необходимых для использования на различных этапах и уровнях управления рисками ОАО «РЖД». С целью установления последовательности процедур по выявлению и анализу рисков, а также проведения оценки эффективности осуществленных антирисковых мероприятий в каждой функциональной области управления рисками должны быть разработаны соответствующие документы, определяющие основные подходы и методологию проведения анализа рисков. Эти документы будут являться элементами корпоративной системы управления рисками как необходимый инструмент выполнения функций соответствующего подразделения в рамках системы риск-менеджмента. Структурными подразделениями, ответственными за выявление и анализ рисков в соответствующих функциональных областях, с использованием разработанных методик будет осуществляться:

установление количественных критериев оценки рисков и  допустимых уровней рисков;

оценка влияния выявленных рисков на достижение целевых стратегических ориентиров ОАО «РЖД», определенных стратегической программой развития ОАО «РЖД»;

проведение ранжирования рисков и оценка приоритетности воздействия на них;

проведение сравнительной оценки эффективности возможных методов воздействия на риски;

определение эффекта от реализации управленческих решений в области управления рисками;

регулярный мониторинг динамики уровня рисков и эффективности мероприятий по снижению рисков.

Помимо указанных основных процедур анализа и оценки рисков обязательным разделом каждой методики должны являться методические указания по оценке влияния анализируемых рисков на возникновение, снижение или увеличение уровня риска в других функциональных областях, что позволит учитывать взаимосвязь между отдельными рисками и выявлять позитивную или негативную зависимость между ними.   В совокупности с регламентами взаимодействия структурных подразделений данный подход обеспечит интеграцию действий всех структурных подразделений            ОАО «РЖД» в процессе анализа и управления рисками.

3.     Создание системы мониторинга и информационной поддержки процесса управления рисками

Своевременность выявления и оперативность реагирования на потенциально возможные риски определяются наличием в системе управления рисками ОАО «РЖД» эффективной системы внутрикорпоративного информационного обмена по основным функциональным задачам управления рисками.  С этой целью в рамках корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД» будет формироваться система мониторинга и информационной поддержки процесса управления рисками, представляющая собой регулярный отлаженный процесс сбора и обработки информации о рисках, с которыми сталкивается ОАО «РЖД».

В рамках системы мониторинга и информационной поддержки будет консолидироваться вся корпоративная информация по рискам с целью ее последующего анализа соответствующими структурными подразделениями и представления руководству ОАО «РЖД» отчетных данных о динамике уровня рисков и эффективности осуществленных мероприятий по их снижению.

4.      Создание организационной инфраструктуры управления рисками ОАО «РЖД»

Создание корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД» обусловливает необходимость осуществления регулярного и непрерывного риск-менеджмента на всех этапах и уровнях управления ОАО «РЖД». Реализация корпоративной системы управления рисками в ОАО «РЖД» будет осуществляться в соответствии с регламентами в области управления рисками на основе перераспределения должностных обязанностей в рамках действующей структуры управления. Вместе с тем в целях обеспечения непрерывности и регулярности проводимых работ в ОАО «РЖД» будет создана соответствующая организационная инфраструктура, обеспечивающая реализацию всех необходимых функций и процедур управления рисками по каждому функциональному направлению деятельности и в целом по ОАО «РЖД».

Организационная инфраструктура управления рисками будет включать в себя:

корпоративную систему обучения и переподготовки персонала в области управления рисками;

подготовленный и обученный персонал, осуществляющий на регулярной основе выявление и оценку потенциальных рисков в соответствии с утвержденными методиками, а также подготовку предложений по реализации антирисковых мероприятий;

управляющий орган на уровне руководства ОАО «РЖД» − корпоративный комитет по управлению рисками − определяющий общую политику в области управления рисками, утверждающий допустимый и критический уровни совокупного риска ОАО «РЖД» (в финансовом выражении), осуществляющий регулярный контроль соответствия процедур управления рисками утвержденным методикам и регламенту и отвечающий за эффективность корпоративной системы управления рисками;

управляющие органы на уровне аппарата управления ОАО «РЖД», находящиеся в подчинении указанного комитета, осуществляющие текущий контроль и управление рисками ОАО «РЖД»;

организационные документы корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД»:

корпоративный регламент управления рисками ОАО «РЖД» (Регламент), определяющий порядок взаимодействия подразделений аппарата управления ОАО «РЖД» и структурных подразделений ОАО «РЖД» в процессе управления рисками (с учетом вероятности возникновения системных (взаимоналагающихся) рисков, когда оптимальное решение по управлению одним риском может негативно отразиться на его проявлении в смежной функциональной области) и определяющий распределение полномочий и ответственности при принятии и реализации управленческих решений в области управления рисками;

положения о структурных подразделениях, определяющие реализуемые в каждом структурном подразделении задач и функций по управлению рисками в соответствии с указанным в Регламенте распределением функций, полномочий и ответственности в области управления рисками;

должностные инструкции работников, определяющие, в том числе, их основные функции и обязанности по осуществлению процедур управления рисками в соответствующих структурных подразделениях;

методологические и нормативные документы в области рисков и риск-менеджмента подразделений аппарата управления;

автоматизированную информационную поддержку принятия управленческих решений в области управления рисками.

5.     Формирование регламентирующих документов о порядке взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» в процессе управления рисками

Управление рисками должно осуществляться в масштабах всего     ОАО «РЖД» и охватывать:

все категории корпоративных рисков;

все направления бизнеса ОАО «РЖД»;

все подразделения аппарата управления, структурные подразделения, филиалы, дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД».

Таким образом, управление рисками в ОАО «РЖД» будет осуществляться практически во всех направлениях деятельности               ОАО «РЖД».

Для обеспечения согласованности в деятельности всех подразделений ОАО «РЖД» в процессе управления рисками будут сформированы регламентирующие документы о порядке взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при осуществлении процедур управления рисками. Базовым документом, определяющим основы организации внутреннего взаимодействия при организации корпоративного риск-менеджмента, будет являться корпоративный регламент управления рисками ОАО «РЖД», определяющий:

порядок реализации процедур по выявлению и снижению воздействия рисков ОАО «РЖД»;

структуру и принципы взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при осуществлении риск-менеджмента;

систему отчетности и контроля рисков ОАО «РЖД»;

задачи и принципы использования информационных технологий при организации риск-менеджмента;

прочие направления реализации корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД».

Порядок взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» в случае возникновения кризисных ситуаций обеспечит единство их действий в процессе управления рисками. Распределение ответственности за формирование и поддержание системы документации в области управления рисками предусмотрено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение ответственности за формирование и поддержание системы документации в области управления рисками ОАО «РЖД»

 

Документы

Ответственные

Методические

Реестр типовых рисков

формируется и актуализируется подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД» по мере выявления новых и исключения малозначимых рисков

Карта рисков

Департамент экономического прогнозирования и стратегического развития – оценка влияния на составляющие функциональных стратегий на уровне ОАО «РЖД»,

причастные департаменты и подразделения ОАО «РЖД» – оценка влияния на результаты деятельности в области полномочий департамента

Паспорт риска

подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», обеспечивающие в соответствии с корпоративным регламентом управления рисками ОАО «РЖД»  поддержку актуальной информации о риске в специализированных автоматизированных системах –обновление информации о рисках

Методики проведения анализа рисков

подразделения аппарата управления ОАО «РЖД» и структурные подразделения ОАО «РЖД» в  соответствии с функциональной областью анализируемой группы рисков – разработка методик проведения анализа рисков

Регламентирующие

Корпоративный регламент управления рисками

Департамент экономического прогнозирования и стратегического развития –подготовка предложений о внесении изменений в корпоративный регламент управления рисками ОАО «РЖД»

Положения о структурных подразделениях

структурные подразделения ОАО «РЖД» - внесение изменений в Положения в  соответствии со своими задачами и функциональными обязанностями

Должностные инструкции

подразделения аппарата управления ОАО «РЖД» и структурные подразделения ОАО «РЖД» - внесение дополнений в должностные инструкции  по расширению основных функций и обязанностей   по мере развития корпоративной системы управления рисками

VI.     Целевое состояние корпоративной системы управления рисками   и эффект от реализации функциональной стратегии управления рисками в ОАО «РЖД»

Целевое состояние корпоративной системы управления рисками       ОАО «РЖД» будет соответствовать следующим характеристикам:

корпоративная система управления рисками интегрирована в корпоративную систему управления ОАО «РЖД» и является одним из инструментов, обеспечивающих поддержку процесса принятия управленческих решений на всех уровнях управления ОАО «РЖД»;

процесс управления рисками в ОАО «РЖД» осуществляется непрерывно в соответствии с утвержденными методиками и регламентом;

реализуемые в системе корпоративного риск-менеджмента процедуры выявления, анализа и управления рисками носят системный характер и осуществляются комплексно и взаимосвязанно по всем функциональным направлениям деятельности ОАО «РЖД»;

принятие управленческих решений в системе риск-менеджмента     ОАО «РЖД» основано на технологии ситуационного управления с использованием информационно-аналитических автоматизированных систем и регулярно обновляемого информационного хранилища по рискам;

корпоративная система управления рисками ориентирована на достижение ОАО «РЖД» стратегических целей, определенных стратегической программой развития ОАО «РЖД»;

результаты, формируемые в корпоративной системе управления рисками ОАО «РЖД», обязательны для учета в процессе стратегического планирования и принятия долгосрочных управленческих решений.

Реализация настоящей функциональной стратегии позволит:

бесперебойно и устойчиво функционировать ОАО «РЖД» на стратегическом и оперативном уровнях;

достигать целевых ориентиров, определенных стратегической программой развития ОАО «РЖД», за счет заблаговременного выявления и нейтрализации внешних и внутренних рисков;

повысить доверие и лояльность потребителей услуг ОАО «РЖД» за счет своевременного выявления и ликвидации рисков, которые могут оказать влияние на безопасность перевозки, сохранность и соблюдение сроков доставки грузов, качество оказываемых услуг, и обеспечение на этой основе максимально полного удовлетворения требований потребителей;

своевременно предотвращать риски в области корпоративного строительства и управления при осуществлении совершенствования структуры  управления ОАО «РЖД»;

максимизировать дополнительную прибыль, получаемую в результате управления рисками на основе рационального использования рисков;

эффективнее распределять капитал внутри ОАО «РЖД» и перераспределять ресурсы на приоритетные направления работы за счет отказа от  неэффективных процедур и проектов;

снижать стоимость привлечения капитала за счет повышения кредитного рейтинга и деловой репутации ОАО «РЖД».

 

 

 

 
 

 

[1] В соответствии с общепринятыми методиками в области управления рисками риски текущей деятельности должны пересматриваться и, при необходимости, обновляться не реже одного раза в квартал, среднесрочные риски – не реже одного раза в полгода, долгосроч

Новости

Очень важный момент оказания услуг по написанию студенческих работ – сроки выполнения доработок.

Чтобы заказать отчет по практике, нужно предоставить следующую информацию:

Уважаемые заказчики!
Мы в большинстве случаев работаем через интернет. Предварительное согласование, предоставление необходимых данных, подписание договора - все это делается удаленно.

Не первый раз сталкиваемся с ситуацией, когда проверка диплома на антиплагиат именно в Вашем ВУЗе показывает низкий процент, хотя на antiplagiat.ru и в пакете «Антиплагиат.ВУЗ» другого ВУЗа дает 75-80 %.
 

Мы пишем на заказ магистерские диссертации для ВУЗов Нижнего Новгорода и других городов. Стоимость магистерской диссертации составляет от 15000 руб. и зависит от сложности выбранной темы, объема, требований научного руководителя.

После того как ваша работа готова к сдаче, мы отправляем вам первую половину работы на электронную почту для ознакомления.

Если у вас не принимают работу из-за видимых символов, вставок текста, и прочих неудачных попыток обойти антиплагиат, наши программисты исправляют косяки безруких коллег)

Что нужно сделать, чтобы заказать работу

Мы сможем написать диплом за 1-2 дня!

Уважаемые студенты! Как обезопасить себя от необоснованных претензий преподавателей по поводу антиплагиата.

УБРиР :: Продукт

Source
Smart IP geolocation
Ip Address
54.81.110.114
Timestamp
понедельник, октября 23, 2017 - 10:56
Ваш город: