Курсовая работа Исследование потребностно - мотивационной сферы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ    2
ГЛАВА  1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ    4
1.1.Особенности рассмотрения потребностей  в различных психологических школах    4
1.2. Мотив и мотивационный механизм  с позиции исследования потребностно-мотивационной сферы личности    9
2.1. Методы исследования потребностно-мотивационной сферы личности    14
2.2. Анализ результатов исследования    17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    25
ПРИЛОЖЕНИЕ     27
 
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация личности, как известно, формируется на основе системы потребностей. Она представляет собой результат сложного процесса психофизиологического, психологического, психического и социального характера, включающего зарождение, дифференциацию, систематизацию, актуализацию, осознание, опредмечивание потребностей.
Вопрос об изучении мотивационно-потребностной сферы личности остается одним из самых актуальных и практически значимых. В условиях глобальных перемен во всех сферах общественной жизни, существенного количества рисков, содержащихся в среде, представляет особый интерес именно проблема структуры, динамики мотивационно-потребностной сферы личности и возможности ее диагностики и коррекции.
В психологической науке проблемы мотивации личности исследовали К.А. Абульханова-Славская, В.К. Вилюнас, А.Н-. Леонтьев, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, А.Г. Маслоу, А.К. Маркова, В.Э. Мильман и др.
Исследованию системы потребностей личности, выявлению ее типологических особенностей и их описанию посвящены работы Л.Брентано, В.С.Магуна, В.Н.Мясищева, А.Пьерона и др.
Актуальностью проблемы обусловлена цель работы: исследование потребностно-мотивационной сферы личности
Для достижения цели определены следующие задачи:
 - выявить сущность понятия «потребность»
 - выявить сущность и особенности понятия «мотив»
 - провести исследование потребностно-мотивационной сферы личности на примере группы студентов Пермского педагогического университета.
 - обосновать и обобщить результаты исследования
Предметом работы является – состояние  и структура потребностно-мотивационной сферы личности.
Объект работы - потребностно-мотивационной сфера личности студентов филологического факультета 4 курса Пермского педагогического университета.
В ходе работы использовались следующие методы: метод сравнения, метод сопоставления, метод  ранжирования, метод наблюдений, метод опроса, экспертная оценка, количественный и качественный анализ данных, методы статистической обработки и анализа, описательные, интерпретационные методы
 
ГЛАВА  1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1.Особенности рассмотрения потребностей  в различных психологических школах

Рассматривая мотивационно-потребностную сферу личности, важно раскрыть данную проблему с точки зрения различных психологических школ: бихевиористской, когнитивистской, психоаналитической, гуманистической.
В рамках бихевиористической школы, основой активности индивида является некая нужда организма, вызванная определенными отклонениями, неудобствами, деформациями в оптимальном развитии. Например, С.Халл доказывал, что основным механизмом мотивации является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное нуждой и привести значение физиологических показателей в норму. После удовлетворения данных недостатков активность индивида, по мнению автора, прекращается. С Халл также выделяет первичные и вторичные побуждения [21,c. 54]. Например, потребность в алкоголе возникает как вторичная потребность на основе первичной потребности – быть раскованной, снять напряжение, войти в определенный круг людей и пр. Или  стремление к академическим успехам (вторичное побуждение) формируется у ребенка как фиксация сложившейся связи между получением хорошей оценки и поощрением родителей (первичное побуждение).
Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях, как отмечают исследователи, стал обсуждаться в начале 20-х годов ХХ века. Первые работы, связанные с характеристикой потребностей, относят к Л. Брентано [6,c. 42]. Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности» [6,c. 43].
Зигмунд Фрейд рассматривал потребности как способ преодоления противоречий, возникающих в борьбе разнонаправленных побуждений. Например, либидо  (влечение к жизни) и мортидо (влечение к смерти). Поэтому человеческая активность, с его точки зрения – это непрекращающаяся борьба этих начал: жизни и смерти, любви и ненависти. Представители неофрейдизма заменили эти побуждения другими парами. Так, Например, А.Адлер считал, что основным принципом мотивации и потребностей человека является стремление к совершенствованию во имя преодоления своей  неполноценности и беспомощности. К.Хорни основной потребностью считала поиск безопасности в  потенциально враждебном и опасном мире. Она акцентирована внимание на особых «невротических» потребностях, которые не присущи здоровому человеку. Она выделяет 10 невротических потребностей, формирование которых обусловлено чувством изоляции ребенка при встрече с миром[21, c. 24]:
в любви и одобрении (человек живет ради хорошего мнения  о себе);
в опекуне;
в ограничении жизненных целей;
в силе (проявляется в презрении к слабым);
в эксплуатации других;
в собственной значимости;
в том, чтобы быть объектом восхищения;
в достижениях (гонка за успехом);
-в  независимости;
-в совершенстве и безупречности.
Психоаналитическая школа утверждает, что все потребности можно разделить на висцерогенные и психогенные. А Маслоу дает иерархию потребностей, разделив их на пять групп[13,c. 118].
У А. Маслоу содержится важная характеристика потребности [18,c. 101]. Он называет «дефицитом» те потребности, неудовлетворение которых создает в организме «пустоты», требующие заполнения для сохранения здоровья организма. А. Маслоу одним из первых психологов разбил понятие потребности на различные группы, определенным образом классифицируя их. По его мнению, есть потребности биолого-физиологического характера, удовлетворение которых приводит к снятию напряжения, восстановлению, равновесию и самозащите, то есть к самосохранению. Но есть, как отмечает ученый, потребности более высокого порядка, в частности, потребность в развитии, самосовершенствовании, связанные с самоактуализацией, которую он понимает как непрерывную реализацию потенциальных возможностей, способностей. Дети, отмечает А. Маслоу, получают удовольствие от своего развития и движения вперед, и это замечание имеет крайне важное значение понимания потребностно-мотивационной сферы личности[18,c. 54105].
Согласно гуманистическим теориям мотивации все потребности соподчиняются снизу вверх следующим образом[24,c. 16]:
1.Физиологические потребности, которые необходимы для выживания организма.
2.Потребность в безопасности.
3.Потребность в принадлежности и любви.
4.Потребность в признании и уважении.
5.Потребность в самоактуализации (рост собственной личности, понимание и осмысление собственного «Я».
Все выше перечисленные потребности можно отнести к потребностям дефицита и к потребностям роста.
С середины ХХ века значение понятия потребностей значительно расширилась. Так, например, Д.Н. Узнадзе  пишет, что понятие «потребность» касается всего, что является нужным для организма, но чем тот в данный момент не обладает и относит это  как свойство не только для человека, но и для животных[18,c. 48]. При этом большинство ученых отмечает тот факт, что понимание потребности в различных психологических теориях имело существенные различия. Общим для всех школ было то, что большинство психологов и физиологов признали за потребностью функцию побуждения активности поведения, деятельности человека.
По мнению Е.П. Ильина потребность появляется, и в отношении психологических раздражителей, возникающих, без предшествующего переживания дефицита, из-за соблазнительности появившегося объекта[11,c. 50].
В возрастной психологии М.Лисиной была изучена потребность в общении, известная как «комплекс оживления» [24].
Л.И.Божович выделила «потребность в новых впечатлениях». Согласно данной концепции, в эксперименте Д.Хебба испытуемого-добровольца помещали в звуконепроницаемую камеру, где он вынужден был лежать неподвижно, без какой-либо информации извне.. После 12 часов тако изоляции у человека начинались галлюцинации, то есть мозг начал сам генерировать недостающую информацию[24].
Е.П.. Ильин в книге «Мотивация и мотивы» он представляет таблицу видов потребностей человека[11, 13]. (таблица 1.1)
Таблица 1.1- Виды потребностей человека
Потребности организма (нужды)    
Неосознаваемые    Осознаваемые (ощущаемые)    Осознаваемые (понимаемые)
(неощущаемые)    биологические    социальные
    Потребности личности
Очевидно, что Е.П. Ильин исходит из того, что, потребность личности - это не просто осознание нужды в виде ощуще¬ния, это чаще всего перешедшая  в переживание и желание нужда, и для возникновения потребности в движении крайне необходимо наличие как биологической потребности, так и социальной потребности личности, что порождает перерастание биологической потребности в социальную, духовную[11,c. 15].
Таким образом, на основе так называемых первичных или базовых потребностей закладываются вторичные, являющиеся социальными и духовными потребностями, формирующимися в процессе социализации человека, в том числе и в процессе воспитания. Пи этом  вторичные потребности не подменяют базовые, а вместе с ними побуждают активность человека.
Как оказалось, потребности у субъектов могут быть выражены по-разному. Имеет большое значение тип телосложения, темперамента, вид высшей нервной деятельности. Так, Н.П. Фетискин указывает, что люди с сильной нервной системой предрасположены к большей двигательной активности, со слабой - к меньшей[19,c. 64].
Потребность в движении - это первичная, базовая потребность человека, и, как считает Астафьев В.С., она лежит в основе большинства вторичных социальных и духовных потребностей, так как, занимаясь физическим самосовершенствованием, человек испытывает эстетическое наслаждение[1,c. 87]. Двигательная деятельность может быть основой и для духовных, творческих потребностей, например, спортивные шоу, массовые выступления на спортивных праздниках, разработка тактических построений в играх и т.д.
Потребность в движении более актуальна для людей атлетического телосложения, чем для астеников. У них наблюдается большая предрасположенность к освоению двигательных умений, навыков, качеств. Педагоги отмечают и более высокую их работоспособность, хотя это означает большую сознательность ответственность
Лицам с низкой двигательной активностью нужна дополнительная внешняя стимуляция в виде поощрения со стороны, например, педагогов и сверстников, необходимо подбадривание, включение в работу с высокоактивными людьми.
 
1.2. Мотив и мотивационный механизм  с позиции исследования потребностно-мотивационной сферы личности

С категорией «потребность» связана категория «интересы» как  естественное стремление удовлетворить первичные нужды, присущие любому человеку в определенной ситуации. Интересы не зависят от свойств личности индивида, так как базируются на нуждах, и с изменением ситуации у человека всегда изменяются интересы. Удовлетворить интерес - означает удовлетворить первичные нужды человека в данной конкретной ситуации.
Интерес порождает стимулы и мотивы.
Стимулы выступают как внешние, а мотивы как внутренние побудители активности личности.
Мотив - это осознанный, воспринятый стимул. П.Э Эхин отмечает, что  «стимулами можно назвать специальные средства для побуждения человека к данной конкретной деятельности. Стимул порождает, вызывает мотив деятельности» [23,c. 47].
Стимулы можно рассматривать как специально организованное, сконцентрированное и управляемое воздействие на объект со стороны субъекта управления. Стимулы действуют, направляют поведение человека в рамках определенных интересов.
Мотив это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив –внутреннее состояние человека, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо делать и как будет осуществлено это действие. В частности если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность.
Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Существует множество определений мотива.
«Мотив - это отражение, проявление осознанной потребности, как бы ее трансформированное и конкретизированное выражение». «Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность». «Мотив - это внутреннее побуждение человека к действительности и осознанное им» [24,c. 111].
Мотив находится под влиянием ценностей и убеждений Ценности - внутренние побудители, выражающие то, к чему следует стремиться в жизни вообще, независимо от ситуации.
Как считает М.О. Рокич, исследование человеческих ценностей фокусируется на важных целях, которых стремится достичь человек. Система ценностей есть укоренившаяся упорядоченная совокупность убеждений, касающихся предпочтительных стилей поведения или конечных состояний существования в соответствии с континуумом относительной важности» [17,c. 95].
Убеждения - внутренние побудители, выражающие то, что следует и чего не следует делать как в жизни вообще, так и в данной ситуации. Ценности и убеждения складываются под влиянием условий жизни человека. В ценностях и убеждениях находят свое отражение потребности. Ценности, убеждения, устойчивые мотивы составляют основу самомотивации индивида к тем или иным действиям.
Мотивация представляется как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Мотивация безусловно не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.
Мотивация представляется как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Мотивация безусловно не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.
В работах Е.П. Ильина выделяет мысль, что от возникновения потребности до постановки цели проходит довольно сложный этап психической деятельности, в ходе которого возникает сложное психическое образование, сообщающее человеку энергию и побуждающее его к проявлению внешней активности для достижения реально существующей цели. Этот побудитель называется мотивом. По мнению Е.П. Ильина, мотив - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели[12,c. 904]. Им же предлагается схема соотношения между потребностями, целями, мотивами и деятельностью (рисунок 1.1).
 
Рис.1.1. – Схема соотношения между потребностями, целями, мотивами и деятельностью
Содержание мотива определяется целью, сила - величиной потребности, а устойчивость -постоянством потребности и степенью ее удовлетворения. Чем меньше удовлетворена потребность, тем более длительное время она может быть первичной побудительной причиной внешней и внутренней активности человека.
Е.П. Ильин сделал попытку систематизировать соотношение потребностей и мотива. По его мнению, происходит следующим образом[12,c. 98]:
-между потребностью и мотивом возможны далекие и опосредованные отношения;
-потребность дает толчок к возникновению мотива;
-потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, то есть после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить;
-потребность - часть мотива;
-потребность и есть мотив.
Таким образом, существующие точки зрения на сущность понятия потребности включают ряд фактов, которые необходимо учитывать при переходе к проблеме мотива и мотивации:
 - потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в широком плане как нужность, желанность, а не только как дефицит чего-то.
- из потребности личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетворения возникшего желания.
 - возникновение потребности личности является «механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность».
 - необходимость разделения понятий «потребность организма» и «потребность личности».
Взаимодействие  и соотношение мотива и потребности образуют сложную систему - мотивационный механизм, реализуемый во внешней среде и являющийся основой потребностно-мотивационной сферы личности.
В соответствии с концепцией развития личности А. Маслоу, мотивационно-потребностная сфера развивается во взаимосвязи со сменой актуальных потребностей личности разного уровня. Автор считает, что все потребности человека организованы в иерархическую систему «приоритета или доминирования» [13,c. 55]. Система потребностей А. Маслоу отражает принцип взаимодействия человека с окружающей социально-культурной средой. Выделенные уровни в иерархии не являются дискретными. Как правило, «движущими» оказываются потребности более низкого уровня, минимальное удовлетворение которых актуализирует потребности более высокого уровня.

 
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ
ПЕРМСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2.1. Методы исследования потребностно-мотивационной сферы личности

Исследование потребностей и мотивации поведения человека проводится, в основном, тремя  группами методов:
-разнообразными опросниками,
-проективными методиками
-психосемантическими методами.
Опросники и анкеты существуют в очень разнообразных видах. Их преимущество в том, что они позволяют быстро собрать необходимую информацию.
Недостаток опросников в том, что они ограничены в возможностях выявления истиной мотивации респондента, так как составители опросников не всегда могут учесть все возможные варианты поведения испытуемых и причин этого поведения, а, с другой стороны, испытуемые могут фальсифицировать ответы в силу собственных причин и устремлений, искажая, тем самым, получаемую информацию.
Проективные методики и психосемантические методы дают более обширную и точную информацию, но обычно требуют больше времени на проведение и обработку результатов, что не всегда возможно при ограничении времени психодиагностического исследования.
Одним из общих недостатков психодиагностических методик является задавание исследователем изучаемых параметров, что не дает возможности испытуемым проявить свои собственные индивидуально-личностные особенности, истинные устремления и причины поведения. Методики, дающие такую возможность, вызывают у исследователей серьезные трудности с обработкой неструктурированной информации.
В психодиагностике постоянно создаются новые методики, изучающие как новые, так и ранее исследованные области мотивации. Но при этом сохраняется актуальность создания методик, дающих максимально полное представление о мотивационно- потребностной сфере человека.

Для исследования специфики мотивационно-потребностной сферы личности в данной работе была использована  проективная методика Н.В, Зоткина[10], основной для которой послужили метод мотивационной индукции Ж.Нюттена и методика «20 ответов на вопрос «Кто Я?» М.Куна[15]
Первый вариант методики модифицированного варианта метод мотивационной индукции Ж.Нюттена заключается в самостоятельном заполнении испытуемыми списка из 25 пунктов, которые представлены как ответы на незаконченное предложение «Я хочу...».
Испытуемым предлагается в течение десяти минут дать 25 (или больше) окончаний начала предложения «Я хочу…».
Окончанием может быть слово, фраза или предложение. Никаких ограничений в формулировке окончаний нет.
После этого испытуемым предлагается заполнить две следующие графы (колонки), в которых напротив каждого окончания предложения «Я хочу…» они отвечают на два вопроса.
Во второй графе испытуемые должны ответить на вопрос «Когда», то есть указать точный срок исполнения этих желаний.
В третьей графе, на вопрос «Каким образом», испытуемые указывают возможности и пути исполнения своих желаний.
Эти две колонки испытуемые заполняют по возможности.
 Отсутствие записи во второй графе показывает нереалистичность желаний, в третьей – невозможность их реализации.
Общее количество отсутствующих записей показывает степень реалистичности потребностной сферы испытуемого.

Таблица 2 -  Бланк опросника
    Суждение «Я хочу…»
Когда
Каким образом       

Данный вариант методики («Я хочу…») выявляет желания и потребности испытуемого, то есть, состояния человека, созданные нуждой и (или) желанностью объектов, необходимых для его существования и развития, и переживания потребности, переходящие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Желание, в отличии, например, от влечения, характеризует осознанность, наличие поставленной цели и построение планов ее достижения. Желания, как влечения и хотения, являются выражением потребностей
Оценка реализации потребностей и желаний во времени (ответы на вопрос «Когда?») оценивалась по шести категориям:
 (1) немедленно;
(2) в скором времени;
(3) нескоро;
(4) когда-нибудь (точно не известно);
 (5) постоянно;
(6) никогда.
Достижение результата в реализации желаний и потребностей оценивается по знанию способа их достижения (ответа на вопрос «Каким образом?»).
Для оценки использовались две категории:
«представляют хорошо»
 «представляют плохо».
Существует  второй вариант методики. который заключается в заполнении испытуемыми списка из 25 пунктов, которые представлены как ответы на незаконченное предложение «Я люблю...». Инструкция дается так же, как и в первом варианте. По окончанию испытуемые заполняют вторую графу (напротив каждого предложения), отвечая на вопрос: «Как часто?».
Данный вариант  выявляет предпочтения как признание преимущества перед чем-либо, избирательность, признание лучшим или более подходящим для человека. Согласно А.Эдвардсу, предпочтение – это сравнение кого-либо или чего-либо, на основе которого делается выбор; этот выбор характеризует самого человека, его активность, направленность, потребности, желания, увлечения. Предпочтения являются одной из разновидностей мотивационной установки, которая является сформированным и устойчивым во временимотивационным образованием, реализующимся при появлении соответствующей ситуации.
Таким образом, предлагаемая методика позволяет выявить мотивационно- потребностную сферу человека исходя из ее понимания самим испытуемым.
Кроме названных категорий, методика позволяет вводить любые специфические категории для оценки высказываний. Соотношение специфических категорий с остальными и их оценка по системе, приводимой выше, позволит понять их место в структуре мотивационно-потребностной сферы испытуемого. Также данная модификация позволяет создавать новые варианты методики, подбирая необходимую фразу для начала предложения и составляя список в ее продолжение.
2.2. Анализ результатов исследования

Исследование потребностно-мотивационной сферы личности было  проведено  с участием двух групп студентов Пермского педагогического университете 4 курса филологического факультета.
Исследование проводилось в течение 1 дня в специально выделенном помещении.
Каждый респондент был обеспечен бланком для заполнения суждений.

Время исследования составило 2 часа.
Цель исследования: выделить наиболее ярко выраженные категории потребностей, желаний и предпочтений у студентов  филологического факультета.
Для исследования использовался первый вариант методики Н.В, Зоткина.
Для надежности исследования  в число респондентов вошли студенты  с однородными характеристиками.
Возраст – 23 года.
Пол – мужской и женский
Семейное положение  - семьи нет
Место постоянного проживания  - г. Пермь
Образование  - незаконченное высшее
Всего в каждой группе  участвовало 25 человек.

В процессе исследования были выделены на основании существующих классификаций Ж.Нюттена, А.Маслоу, А.Л.Эдвардаса, Г.Мюррея и др. наиболее ярко выраженные категории потребностей, желаний и предпочтений у испытуемых.

Таблица 2.1 - Категории оценки потребностей и желаний на основании ответов («Я хочу…») испытуемых с примерами конкретно-обобщенных высказываний
№    Категория потребностей
Представленные ответы респондентов

    Физиологические потребности
спать, съесть что-либо, подвижный отдых
1    Потребность в отдыхе и развлечениях
отдохнуть, каникулы, лето, отпуск, праздник, увеличение личного свободного времени, посмотреть фильмы, сходить в кино, театр и другой культурный отдых, послушать музыку, поиграть на компьютере, развлечься, активный отдых – спорт, бассейн, фитнес, шейпинг
2    Приобретение, обладание
приобретение квартиры, собственного дома, дачи, улучшение жилищных условий, приобретение машины, компьютера, другой техники, одежды, аксессуаров, косметики, мебели
3    Аффиляция
встретиться с друзьями, завести новые знакомства, общение с противоположным полом, общение с родственниками, надежных и верных друзей, встреча со знаменитостью, выйти замуж – жениться, найти спутника жизни, хорошие отношения с коллективом
4    Потребность в достижениях
окончить ВУЗ, сдать экзамены, сессию,  устроиться на высокооплачиваемую работу, завоевать уважение и признание, успех в какой-либо деятельности, обеспечение безбедного существования, крупные покупки как подтверждение социального статуса
5    Радикализм, потребность в изменениях
путешествия, отдых за границей, жить в другом городе, стране, радикально изменить свою внешность, облик, поменять круг друзей, сменить что-либо в интерьере, совершить экстремальный поступок, разнообразить жизнь, освоить новый вид деятельности, найти, сменить работу
6    (). Автономия, самостоятельность
работать, не зависеть от родителей
7    Профессиональные потребности
много зарабатывать, быть самостоятельным, иметь свое дело, карьерный рост, что-либо конкретное по работе
8    Потребности саморазвития, самореализации
самообразование, освоить иностранный язык, спорт, гимнастика, заняться своим телом, внешность
9    Потребность в жизненном благополучии
стать счастливым, быть здоровым, гармонии, материального благополучия, хорошая зарплата, хорошая работа
10    Потребность в социальной и экономической безопасности
хорошая (бесплатная) медицина, хорошее (бесплатное) образование, улучшение жизненных и социальных условий в целом за счет государства, отсутствие войны, улучшение экономической ситуации, прекращение роста цен, улучшение условий в городе, забота о молодежи (занятость, отсутствие наркомании, алкоголизма, курения), повышения уровня культуры
11    Проявление опеки
здоровья близким, забота о детях в целом, образование детям, забота о родителях

Из числа потребностей в потребностно-мотиваицционной сфере студентов наиболее разнообразны и отличаются выборы, представленные в ответах  следующих  категорий потребностей:
 - Потребность в отдыхе и развлечениях
 - Аффиляция
- -Потребность в достижениях
 - Радикализм, потребность в изменениях
 - Потребность в социальной и экономической безопасности
В наибольшей степени у всех опрошенных студентов в потребностно-мотивационной сфере одинаковы потребности в следующих категориях:
-Приобретение, обладание
-Автономия, самостоятельность
-Потребность в жизненном благополучии
-Проявление опеки
Характерно, что  физиологические потребности – это единственная категория, где 95% студентов не только имеют одинаковые потребности, но и четко определяют время и способ ух удовлетворения., что позволяет предположить, что данные потребности на текущий момент  - наиболее удовлетворены., в отличие от, такой, например, разнородной по содержанию и неопределенной по времени и способам, как категория потребности в изменениях, где в наименьшей мере студенты  осознают время и способы  удовлетворения данных разнородных потребностей.
В целом, оценивая сроки достижения своих потребностей, желаний только 15% студентов точно  знали временные рамки реализации своих потребностей.
60% не могли назвать времени реализации даже приблизительно.
25% сроки реализации своих желаний называли приблизительно (рисунок 2.1).

Рис.2.1. -  Наличие целей в потребностно-мотивационных  сферах личности студентов
Данные результаты подтверждают позицию Е.Ильина о том, что от возникновения потребности до постановки цели проходит сложный этап психической деятельности, в ходе которого возникает побудитель к проявлению внешней активности для достижения реально существующей цели -  мотив осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели[11; 12].
Хорошее представление  о способах достижении своих целей, потребностей имеют 67% опрошенных студентов, в  том числе и часть тех студентов, которые не могут определить временные рамки достижения , удовлетворения потребностей, и чья потребностно-мотивационная сфера наименее целенаправленна.

В целом, можно говорить, что исследование позволило также определить направленность потребностно-мотивационной сферы личности студентов в соответствии с базовыми положениями теории мотивации А. Маслоукак как вид бытийной мотивации.
Для нее характерна актуализация потребностей высшего уровня, она нацеливает субъект на самореализацию, рост, предполагает раскрытие и реализацию потенциала личности, что и прослеживается в наиболее часто встречаемых категориях потребностей студентов.
Таким образом, проведенное исследование позволяет:
 -  вычленить наиболее типичные, наиболее часто встречающиеся  потребности респондентов
 - сделать вывод о том, что в данной социальной группе  потребностно-мотивационная сфера в большей степени находится на уровне потребностей-желаний (67%), о только в 33% потребностно-мотивационная сфера включает осознанные целенаправленнее мотивационные установки – убеждения.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы
Исследование потребностей и мотивации поведения человека проводится разнообразными опросниками, реже - проективными методиками и психосемантическими методами. Опросники и анкеты позволяют быстро собрать необходимую информацию, но ограниченны в возможностях выявления истинной мотивации респондента. Это связано с тем, что составители опросников не всегда могут учесть все возможные варианты поведения испытуемых  и причин этого поведения, а, с другой стороны, испытуемые могут фальсифицировать ответы в силу собственных причин и устремлений, искажая, тем самым, получаемую информацию.
Проективные методики и психосемантические методы дают более обширную и точную информацию, но обычно требуют больше времени на проведение и обработку результатов, что не всегда возможно при ограничении времени психодиагностического исследования.
В результате анализа психологических методов, можно сделать вывод о том, что если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне, чтобы получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте, наиболее подходящим методом будет наблюдение.
Для быстрого получения массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений, наиболее подходит другая разновидность не экспериментального метода – анкетирование. Учитывая данные, полученные при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование, эффективным дополняющим методом психологического исследования является беседа. Для получения количественной или качественной квалификации изучаемого явления, его измерения применяются экспериментальные методы. Это такие методы, которые предполагают возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.
В целом, можно говорить, что исследование позволило определить направленность потребностно-мотивационной сферы личности студентов как бытийную мотивации, с актуализацией потребностей высшего уровня, с нацеленностью на самореализацию, на рост, на раскрытие и реализацию потенциала личности, но при этом потребностно-мотивационная сфера в большей степени находится на уровне потребностей-желаний (67%), о только в 15% потребностно-мотивационная сфера включает осознанные целенаправленнее мотивационные установки – убеждения.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Астафьев В.С. Воспитание устойчивой потребности и мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями - готовность к самовоспитанию // Европа и современная Россия: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Германия). - Эрланген, 2006. -С. 245-249.
2.    Астафьев В.С. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре личности // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 8. - С. 11-15.
3.    Актуальные проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 16.10.2012).
4.    Алтунина И. Р. Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения /И. Алтунина. – М: Экадения, 2012
5.    Бирюкова Т.А. Мотивационные средства развития творческой активности личности/ Т. Бирюкова.-  Новосибирск, 2005
6.    Брентано Л. Опыт теории потребностей/Л. Брентано. – Казань: 1921
7.    Гордиенко Н.Н. Психофизиологические признаки системы отношений студентов, осваивающих технические и гуманитарные специальности /Н. Гордиенко.-  Санкт-Петербург, 2011
8.    Демиденко Н.Н. Мотивационно-потребностная сфера как компонент психологической готовности /Н.Н. Демиденко. – М: Просвещение, 2013
9.    Демиденко Н.Н. Исследовательская методика выявления структурных уровней мотивации: Учебное пособие / Н.Н. Демиденко. - Тверь: Твер. гос.ун-т, 2012.
10.    Зоткин Н.В. Ретодика для иррледовамия нотивафиоммо-потребмортмой руерш личморти // Прихологичеркие иррледо-вамия: Сб. масч. тр: Вшп. 4. – Санара: 2007. – С. 150 – 154
11.    Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения /Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2012
12.    Ильин Е.П. Мотивация/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013
13.    Маслоу А. Мотивация и личность/А, Маслоу. – М: психологи, 2012
14.    Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личность/А. Леонтьев. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.
15.    Нюттен Ж. Ротивафия, дейртвие и перрпективш бсдсче-го. – Р.: 2004.
16.    Платонов К.К. Структура и развитие личности/ К.К. Платонов – М: 2005.
17.    Рокич М.О. Анализ мотивационной сферы  у молодежи и подростков /М. Рокич. – М.:  ДРОФА, 2013
18.    Узнадзе Д.Н. Мотивация, период, предшествующий волевому акту: Психология личности. Тексты/Д. Узнадзе.  – М: ДРОФА, 2013
19.    Фетискин Н.П. Мотивация/Н. Фетискин. – М.: МИР, 2010
20.    Психоаналитические этюды / сост. Д.И. Донской. - Минск: Попурри, 1997
21.    Халл К. Теория снижения побуждения/ К. Халл . – М: Пресса, 2010.
22.    Шибкова, П. А. Байгужин  Мотивационная сфера личности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. №2(13)
23.    Эхин П.Э.
24.    Ярская  А.П. Антология теорий мотивации/А. Ярская. -  М: Нью-Йорк, 2012

 
ПРИЛОЖЕНИЕ -  ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ НА ОПРОСНИК ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

БЛАНК ОПРОСА №1
    Суждение «Я хочу…»
Когда
Каким образом

Физиологические

1    Есть и пить
Каждый день
Я просто делаю это

2    Секс
По настроению

12    Спать
По ночам
Сплю
            
Аффиляция

5    Найти свою любовь
Побыстрее

7    Выйти замуж
В течение 2 лет
Знакомиться на тусовках или по рекомендации

10    Встречаться с друзьями друзья
всегда
Приходит в гости

            
Достижения /профессиональные потребности

21    Открыть свой бизнес
    
22    Родить ребенка
    
4    Сделать карьеру
За 5 лет

20    Иметь отличную репутацию
Прямо сейчас
Быть профессионалом, порядочным человеком

8    Чтобы меня уважали
всегда
Быть справедливой и профессионалом

Потребность в изменениях

19    Жить в Париже
всегда

Саморазвитие

13    Быть здоровой
Всею жизнь
Заниматься спортом, вести здоровых образ жизни

15    Научиться кататься на водных лыжах
Летом
Пойду в клуб «Альтаир»

23    Быть стройной  
уже
Не есть что попало

24    Быть красивой
    Следить за собой

25    Иметь отличные волосы
    Ухаживать за ними в системе

Потребность в отдыхе

3    Отдыхать
Два раза в год
Завести спонсора

6    Путешествовать
Хоть каждый месяц
Нужно сметить работу

18    Поехать в кругосветное путешествие
летом

Приобретение

9    Новую машину
    
11    Дом
Через 5 лет    Нужно удачно выйти замуж

16    Иметь собаку
    Купить в питомнике щенка

17    Красивую модную одежду
Всегда
 Покупать, когда есть деньги

Потребность в благополучии

14    Быть обеспеченной
    Зарплату высокую получить

            
БЛАНК ОПРОСА №2

    Суждение «Я хочу…»
Когда
Каким образом

Физиологические

25    Есть, пить и спать
    
            
Потребность в отдыхе и развлечениях

8    Свободное время
    Луче планировать день и быть организованной

18    Читать книги
По вечерам
Договариваться с мужем

            
Изменения

11    Путешествовать
Ежегодно
Зарабатывать хорошо

Приобретения

5    Новую квартиру
Через 1 год
Взять ипотеку

6    Загородный дом
Через 3 года
Построить на месте  старой дачи

7    Новую машину
Чрез 5 лет    Выплатить кредит и взять новый

12    Покупать вещи, которые нравятся
Каждый месяц
Экономить

24    Найти для ребенка хороший садик
С осени
Выйти на тех, кто знает все по садикам

Достижения /профессиональные потребности

20    Сделать карьеру
    Работать хорошо

21    Чтобы меня любили
    Быть порядочным человеком, самой не обижать

22    Чтобы меня уважали
всегда
Быть эрудированной, профессиональной

Саморазвитие

9    Научиться шить
В течение года
Пойти  на курсы

15    Пойти в школу танцев с мужем
С мая

13    Похудеть, стать стройной
В течение года
Пойти на фитнес

14    Иметь хорошую косметику
    
23    Чтобы  я была красивой всегда
всегда
Заниматься телом, собой

Автономия

19    Выйти на  работу
С осени
Организовать поиск работы

Потребность в жизненном благополучии

3    Чтобы муж хорошо зарабатывал
всегда

4    Много денег
всегда
Высокооплачиваемую работу

Аффилиация

10    Чтобы приходили друзья
По выходным
Приглашать

Потребность в опеке

1    Чтобы все в семье были здоровы
всегда
Вести здоровых образ жизни, закаляться

16    Чтобы ребенок был развитым
всегда
Целенаправленно заниматься

17    Чтобы ребенок был здоровым
всегда
Закаливать, правильно кормить, заниматься спортом

2    Чтобы ребенок  рос умным
всегда
Заниматься с ним, водить в спец. школы, секции

 

Новости

Очень важный момент оказания услуг по написанию студенческих работ – сроки выполнения доработок.

Чтобы заказать отчет по практике, нужно предоставить следующую информацию:

Уважаемые заказчики!
Мы в большинстве случаев работаем через интернет. Предварительное согласование, предоставление необходимых данных, подписание договора - все это делается удаленно.

Не первый раз сталкиваемся с ситуацией, когда проверка диплома на антиплагиат именно в Вашем ВУЗе показывает низкий процент, хотя на antiplagiat.ru и в пакете «Антиплагиат.ВУЗ» другого ВУЗа дает 75-80 %.
 

Мы пишем на заказ магистерские диссертации для ВУЗов Нижнего Новгорода и других городов. Стоимость магистерской диссертации составляет от 15000 руб. и зависит от сложности выбранной темы, объема, требований научного руководителя.

После того как ваша работа готова к сдаче, мы отправляем вам первую половину работы на электронную почту для ознакомления.

Если у вас не принимают работу из-за видимых символов, вставок текста, и прочих неудачных попыток обойти антиплагиат, наши программисты исправляют косяки безруких коллег)

Что нужно сделать, чтобы заказать работу

Мы сможем написать диплом за 1-2 дня!

Уважаемые студенты! Как обезопасить себя от необоснованных претензий преподавателей по поводу антиплагиата.

УБРиР :: Продукт

Source
Smart IP geolocation
Ip Address
54.81.110.114
Timestamp
понедельник, октября 23, 2017 - 10:47
Ваш город: